Катание на лыжах или сноуборде, фрирайд, скитур, альпинизм и даже походы в горы зимой являются экстремальными. Человеку приходится испытывать не только свои силы вдали от цивилизации, но и сопротивляться снегу, холоду и сильному ветру.

И отдельно в этом списке опасностей стоит выделить снежные лавины. Огромные снежные массы, которые передвигаются с большой скоростью, сносят все вокруг. Их не останавливают деревья в лесу или дома на склонах.

Опасность попасть под лавину грозит каждому, кто выходит на снег. Но на подготовленных курортных трассах шанс встретить ее в разы меньший, чем на диких склонах. Но разве не это привлекает экстремалов зимой в горы? Нетронутый снег, горы и чувство свободы – это то, за чем люди отправляются в зимние путешествия и однодневные вылазки.

Фрирайд и скитур позволяют ощутить весь спектр эмоций и насладиться горами. И чтобы это было максимально безопасно, важно правильно подобрать лавинное снаряжение. Независимо от того, насколько экстремальным будет ваш отдых в горах – это может быть фристайл вдали от курорта или просто прогулка по хребту, вы должны позаботиться о своей безопасности.

Правильно подобранная одежда и обувь обеспечивают вам тепло и комфорт. А на случай лавины советуем позаботиться о лавинном снаряжении. Сюда входит:

  • Рюкзак с системой ABS
  • Бипер
  • Щуп
  • Лавинная лопата
  • Дыхательная система

Лавинный рюкзак

Рюкзак для зимних приключений по своему функционалу похож на походный. При выборе стоит обращать внимание на его:

  • Материалы должны быть влагоустойчивые, чтобы сохранить содержимое сухим. Также ткань должна быть прочной на разрыв и устойчивой к трению. Ультралегкие модели для гор зимой не подходят, так как материал не выдерживает агрессивного трения. Зачастую именно на рюкзак приходится больше всего нагрузки во время падения и скольжения по жёсткому снегу или фирну.
  • Фурнитура. Одним из самых главных критериев должно быть удобство использования в перчатках/варежках. Молнии желательно выбирать широкие, типа «тракторных» с большими бегунками. Все застёжки и фастексы должны быть выполнены из прочного морозоустойчивого пластика. В противном случае они могут лопнуть при минимальной нагрузке.
  • Посадку нужно подбирать индивидуально. Важно обращать внимание на расстояние между плечевыми лямками (для девушек и парней оно может быть разным), высоту посадки набедренного пояса. По возможности перед покупкой примерить несколько вариантов от разных производителей. Например, компания Black Diamond изготавливает модели с универсальной посадкой, они подходят большинству райдеров.
  • Наличие переднего кармана для лавинной лопаты и щупа. Такое снаряжение компактно складывается для транспортировки, но специальный отсек облегчает его переноску и позволяет быстро достать все необходимое для спасательной операции.
  • Расположение карманов должно быть комфортным для быстрого доступа к содержимому. По возможности выбирайте модели, у которых можно достать содержимое с кармана не снимая рюкзак.

Отличительной чертой горнолыжных рюкзаков является крепление для лыж и сноуборда. Это даёт возможность освободить руки во время подъёма. Закреплённое на рюкзаке снаряжение фиксируется с помощью строп и стяжек.

Также для удобства многие производители предлагают крепления для шлема или съёмный карман для шлема. Такие варианты можно выбрать в линейке лавинных рюкзаков бренда Peips.

Но настоящий лавинный рюкзак должен быть оснащён также воздушной подушкой (системой ABS). Это ёмкость из прочной ткани, которая при необходимости наполняется воздухом и удерживает райдера в потоке снежной массы на верхних слоях. Воздушная подушка не работает как поплавок, поскольку снег в лавине очень плотный, часто с камнями. Перемещение пострадавшего в лавине похоже на сахар в сахарнице – если основную массу постоянно стряхивать, то самые крупные частицы поднимаются кверху. Приблизительно так и происходит с человеком, который попал в лавину.

Воздушная подушка выполняет сразу несколько задач:

  • Защищает шею и голову от травмы;
  • «Поднимает» человека к внешним шарам снега в лавине во время ее движения;
  • Создает дополнительную воздушную камеру пока человек под снегом.

Воздушные подушки реализованы у разных производителей. Отличия заключаются только в способе заполнения подушки воздухом.

Изначально для заполнения камеры воздухом использовали баллон со смесью легких газов. В случае опасности райдер активизирует баллон с помощью петли или рычага на лямке и его спасательная подушка наполняется воздухом. В баллонах может быть азот, углекислый газ, аргон, также используют сжатый воздух.

Решение с баллонами имеет ряд особенностей в использовании:

  • Такие баллоны для заполнения воздушных камер одноразовые, а найти и купить новые проблематично.
  • Баллоны нельзя перевозить в самолётах. Если вы запланировали фрирайд в другой стране, то рюкзак придётся доставлять отдельно наземными службами доставки.

Инженеры компании Peips совместно с американской компанией Black Diamond разработали альтернативное решение. Их разработка, получившая название Jet Force, быстро заполняет камеру с воздухом. В основе используется очень мощный вентилятор. Он заполняет подушку воздухом меньше, чем за три секунды.

Для сравнения силы работы лопастей: мощный фен имеет частоту от 2000 до 4000 оборотов в минуту, а у Jet Force – 60000 оборотов.

Питание вентилятора реализовано за счёт литий-ионного аккумулятора, который можно зарядить от розетки.

Такое решение имеет следующие преимущества:

  • Скорость – Jet Force заполняет подушку объёмом 200 л меньше чем за три секунды;
  • Простота перезарядки – нужна розетка и переходник;
  • Аккумулятора хватает на несколько полных заполнений спасательной подушки (производитель заявляет о 4 полных циклах, но при низкой температуре число сокращается);
  • Простота транспортировки – в самолётах с таким рюкзаком не возникает проблем;
  • Благодаря перезаряжаемости аккумулятора можно проводить тренировки перед восхождением или фрирайдом.

Такой рюкзак комфортно сидит на спине, не стесняет движений, но при этом вся система со сложенной воздушной подушкой и вентилятором создают дополнительный вес. В некоторых видах спорта, например, во время бэккантри это может быть неудобным.

Для решения этой задачи Black Diamond разработали самую легкую модель Jetforce UltraLight. Тут функцию заполнения воздухом подушек выполняют картриджи со сжатым аргоном и углекислым газом. Благодаря этому рюкзак со всей системой весит всего лишь 1890 грамм тогда как аналогичные модели с вентилятором весят свыше 3 кг.

Лавинные датчики (биперы)

Чтобы максимально быстро найти человека под лавиной рекомендуем использовать бипер. Это специальный датчик, который в зависимости от условий будет выдавать или принимать радио сигнал. Устройство существенно повышает шансы пострадавшего быть вовремя найденным под лавиной.

Особенности работы датчиков:

  • 457 кГц – именно на этой частоте работают все биперы независимо от производителя, модели и года выпуска. На момент разработок первых лавинных датчиков эта частота была свободной, к тому же радиоволны этой частоты хорошо проходят через снег, даже плотный и с примесью грязи или камней.
  • Отменная экономия энергии. Все модели датчиков рассчитаны на продолжительное время работы при минусовых температурах. В среднем бипер работает около 200-220 часов от одного заряда. При снижении заряда аккумулятора мощность сигнала не уменьшается, это позволяет найти человека даже при низком заряде батареек.
  • Бипер – это приёмник/передатчик радиоволн. Кроме него радиоволны излучают также смартфоны, рации, GPS-навигаторы. Чтобы минимизировать искажение сигнала рекомендуем держать все эти гаджеты на расстоянии от 25 см друг от друга. В противном случае бипер будет быстрее разряжаться, а качество его работы во время поисков будет снижено. Многие спасатели рекомендуют во время поисковых работ все дополнительные устройства (телефоны, трекеры и прочее) убрать в рюкзак и держать его подальше.
  • В среднем бипер ловит радиоволны в радиусе до 60 м. На экране будет отображаться стрелка направления, расстояние до объекта.
  • В моделях от Black Diamond и PIEPS есть функция маркировки. Она позволяет вести поиски сразу нескольких пострадавших. То есть устройство различает несколько разных объектов и «ведет» к каждому отдельно.
  • Многие модели (Black Diamond BD Guide BT Beacon, Pieps DSP Std) оснащены функцией iProbe. Благодаря ей устанавливается связь между датчиком и наконечником щупа. Во время поисков, когда наконечник щупа упирается в тело пострадавшего, идет сигнал на бипер, оповещающий об этом.

Особенности использования бипера:

  • Бипер – это небольшое устройство, потому он не сковывает движений, не мешает свободно двигаться.
  • Перед выходом из отеля датчик надевают на тело поверх нательной одежды и включают. Если его положить в рюкзак или в карман куртки, есть вероятность его потерять во время лавины или интенсивного движения, и спасатели будут искать датчик, а не вас.
  • Современные модели оснащены мягкими кнопками, которые не давят на тело, не создают дискомфорта.
  • Биперы не боятся низких температур. То есть при температуре воздуха ниже -10 -14 градусов он будет работать заявленное время. Но не забывайте менять батарейки на свежие перед каждым выездом.
  • Включённый модуль WiFi в телефоне может создать дополнительные помехи для устройства. Перед выходом в горы отключайте эту функцию в гаджетах.
  • Перед выходом на склон обязательно прочитайте инструкцию и изучите функционал своего датчика. От этого зависит ВАША жизнь!
  • Бипер – это индивидуальное устройство для поиска пострадавшего. Важно, чтобы в группе они были у каждого. Таким образом напарники смогут найти человека с бипером под толщей снега ещё до приезда спасателей. Также большее количество датчиков позволяет перекрыть большую площадь для поисков.

Лавинные щупы

Щуп используют для поиска человека под толщей снега, чтобы максимально точно определить его местонахождение. С его помощью можно не только найти пострадавшего, но и изучить глубину и плотность снежной массы. Это позволяет определить лавиноопасность определённого участка.

Из всего лавинного снаряжения щуп – это самое простое приспособление. По своей сути – это длинный складной зонд, который состоит из алюминиевых трубок одинакового диаметра. Они соединяются между собой с помощью тонкого стального тросика или кевларового шнура. На его конце расположена петля или ручка, которая фиксирует готовую конструкцию. Она  предотвращает произвольное складывание во время работы.

Длина снежного щупа в среднем составляет от 220 до 350 см. Оптимально выбирать модели длиной 260-300 см, например щуп Pieps Probe Aluminium 300 Sport. Кроме вышеперечисленных характеристик он «коннектится» с датчиком благодаря Probe. Суть работы этой функции заключается в том, что при поиске наконечник щупа находит максимально близко сигнал бипера, оповещение об этом передаётся на датчик того, кто ищет. Таким образом удаётся минимизировать поиски и искать только в нужном направлении.

Лопаты для снега

Бывает, что тело пострадавшего после лавины видно на поверхности, это облегчает весь процесс спасения. Но часто человек погребён под толщу снега, которую нужно раскопать чтобы его освободить. Для это используют лавинную лопату.